|
Грамзапись и ее воспроизведение > Особенности > |
Технические показатели звукоснимателей |
Звукосниматель характеризуется механическими и электрическими показателями. К механическим относятся: прижимная сила звукоснимателя, гибкость, действующая масса подвижной системы. |
Смысл и значение отдельных механических показателей вытекают из анализа сил взаимодействия, возникающих между канавкой пластинки и иглой звукоснимателя во время проигрывания. |
При вращении пластинки модулированная канавка, отклоняя иглу, воздействует на нее с силой, которая равна противодействующей силе реакции иглы на канавку. |
|
Поэтому, для уменьшения усилий, требуемых от канавки, нужен звукосниматель, имеющий подвижную систему с малыми действующей массой, трением и упругостью, поскольку обратная величина упругости, есть гибкость. Сила реакции Fp зависима от частоты: наибольших значений она достигает на краях рабочего диапазона частот. |
На низких частотах влияние упругости подвижной системы звукоснимателя преобладает над ее инерцией и сила реакции Fp изменяется соответственно перемены сопротивления, имеющего упругий характер, т. е. по спадающей ветви 1. |
На высоких частотах сила Fp приобретает инерциальный характер — поведением подвижной системы звукоснимателя здесь управляет ее масса; изменение силы Fp происходит по ветви 2. |
Наименьшее значение сила реакции имеет на некоторой частоте F0, где обе ее составляющие — упругая и инерциальная, равны и компенсируют друг друга; на этой частоте сила реакции обусловлена только сопротивлением трения системы, которым из-за его малости обычно пренебрегают.
|
Частота F0 определяется собственным механическим резонансом подвижной системы, в области резонанса износ пластинки и иглы минимален.
|
При упругом характере сила реакции стремится вернуть иглу в положение покоя и поэтому давит на отклоняющую стенку канавки, а при инерциальном характере, наоборот, стремится удалить иглу от положения покоя и, следовательно, оказывает давление на стенку, противоположную отклоняющей. |
Чтобы игла под воздействием силы реакции не поднималась по стенке канавки и, таким образом, не имела тенденции к выскакиванию, необходимо, чтобы прижимная сила звукоснимателя, т. е. та вертикальная сила, которая действует через иглу па канавку, была больше силы Fp. Т |
|
огда в результате взаимодействия этих двух сил игла в любой момент времени будет прижиматься к обеим стенкам канавки одновременно; сила прижима к каждой из них будет непрерывно изменяться соответственно с модуляцией канавки, раскачивающей иглу. |
На нижнем рисунке показано распределение сил, воздействующих на канавку через иглу. |
|
В немой канавке (а) составляющие Р1 и Р2 прижимной силы оказывают одинаковые давления на стенки канавки; кроме того, в местах контакта иглы с канавкой появляются силы трения, направленные против движения канавки, которые для простоты на рисунке не показаны. |
В модулированной канавке, кроме прижимной силы G, действует сила реакции FP; на рис. Б и В, эта сила показана как имеющая упругий характер и поэтому направлена к отклоняющей стенке канавки. |
В результате сложения векторов G и FP получается равнодействующая сила, составляющие которой равны P1и P2. |
Как видно из рисунков, игла ведется обеими стенками канавки при G > FP рисунок Б; несоблюдение этого условия приводит к потере контакта с одной из стенок и к выходу иглы из канавки под действием силы P1 (рис. В). |
В стереофонической пластинке каждая стенка канавки несет свою информацию, поэтому ведение иглы обеими стенками особенно необходимо. |
Поскольку как чрезмерная, так и недостаточная прижимные силы приводят к повышенному износу пластинки, иглы и к искажениям, в паспортных данных звукоснимателя следует указывать допустимые пределы прижимной силы, при которых звукосниматель работает устойчиво и не портит пластинку. |
Желательно устанавливать прижимную силу ближе к низшему пределу, однако в случае коробленной грампластинки или значительных биений диска ЭПУ прижимная сила может быть увеличена в дозволенных пределах. |
При проектировании головки звукоснимателя, задавшись прижимной силой, которая при выбранных размерах иглы не вызывает недопустимых механических напряжений в материале пластинки. |
|
Находят наибольшую допустимую силу реакции подвижной системы звукоснимателя Fp исходя из соотношения: |
G = (2 - 3) Fp |
Превышение прижимной силы G над силой реакции Fp в 2—3 раза вводится как гарантия надежного ведения иглы обеими стенками канавки. |
Поскольку Fp имеет наибольшие значения на краях частотного диапазона, то для предельных заданных частот и соответствующих им максимальных уровней записи находят параметры подвижной системы — гибкость |
c = Amax/Fp |
|
и действующую массу: |
m = Fp/Wmax |
где Amax — наибольшая амплитуда смещения канавки на частоте Fn; Wmax — максимальная амплитуда колебательного ускорения канавки. |
Гибкость характеризует способность подвижной системы звукоснимателя отклоняться под действием приложенной к игле силы. Чем больше гибкость, тем меньшее усилие требуется от модулированной канавки, чтобы отклонить иглу. |
Так как прижимная сила звукоснимателя, удерживающая иглу в надежном контакте с канавкой, находится в прямой зависимости от отклоняющей силы, то звукосниматели с большой гибкостью подвижной системы могут работать при малой прижимной силе. |
Отсюда очевидно, что прижимная сила и гибкость — показатели взаимосвязанные, влияющие на износ пластинки и иглы. Головки звукоснимателя с гибкостью не меньше 10 – 10 -3 м/Н и прижимной силой 0,015 Н легко проигрывают канавки с амплитудой смещения более 50 мкм. |
Для стерео звукоснимателей, ввиду того что глубинная амплитуда смещения меньше поперечной амплитуды, вертикальная гибкость может быть в 1,5—2 раза меньше горизонтальной гибкости. |
Действующая масса m влияет на поведение подвижной системы на высоких частотах. С уменьшением действующей массы расширяется частотный диапазон звукоснимателя и уменьшается инерциальная составляющая силы реакции Fp. |
Поэтому стремятся к возможно меньшей действующей массе, которая в высококачественных моделях не превосходит 0,5 мг. |
Обычно наибольшее значение инерциальной составляющей силы Fp не превосходит упругую составляющую той же силы, поэтому при проверке выполнения соотношения ограничиваются низкочастотным диапазоном. |
|
Перейдем к рассмотрению электрических показателей звукоснимателя.
|
|
Чувствительность звукоснимателя S (мВ/см/с) представляет собой отношение выходного напряжения Uк колебательной скорости V, с которой записан сигнал заданной частоты. Обычно в паспорте звукоснимателя указывается чувствительность при частоте 1000 Гц. |
Для стерео звукоснимателей чувствительность дается по каждому каналу. В зависимости от типа преобразователя и от конструкции головки звукоснимателя чувствительность колеблется в широких пределах; так, например, магнитные звукосниматели имеют чувствительность от десятых долей до нескольких милливольт на 1 см/с, а пьезоэлектрические звукосниматели — в десятки раз большую. |
Чувствительность звукоснимателя, помноженная на максимально допустимое значение (с 14 для моно и 10 см/с для стереоканала), является исходной величиной для расчета усилителя воспроизведения. |
Частотная характеристика звукоснимателя — один из основных показателей его качества. |
Она представляет собой зависимость напряжения на нагрузке звукоснимателя от частоты при воспроизведении сигналов, записанных с неизменной колебательной скоростью. |
Обычно в паспорте звукоснимателя указывается чувствительность при частоте 1000Гц. |
Звукосниматель высокого класса должен обладать достаточно равномерной частотной характеристикой в диапазоне 20 ~ 20 000 Гц. |
Для звукоснимателей, используемых в бюджетных портативных аппаратах, допустим более узкий диапазон 50 ~ 10 000 Гц. |
Ход частотной характеристики и ее протяженность определяются принципом преобразования и конструкцией подвижной системы звукоснимателя; на основании частотной характеристики звукоснимателя определяется необходимая поправка к нормированной характеристике канала воспроизведения. |
Существенными электрическими показателями для стерео звукоснимателей являются рассогласование каналов по чувствительности и по частотной характеристике, а также проникание сигналов из канала в канал. |
Все эти показатели влияют на стереоэффект при воспроизведении. |
|
Рассогласование по чувствительности отрицательно сказывается на стереоэффекте, поэтому стремятся к возможно большей идентичности левого и правого каналов. |
Рассогласование нормируют при частоте 1000 Гц, определяя его соотношением чувствительностей обоих каналов.
Для стерео звукоснимателей среднего качества рассогласование по чувствительности не должно быть больше 2 дБ.
|
Рассогласование по частотной характеристике определяется как наибольшее расхождение характеристик правого и левого каналов, совмещенных на частоте 1000 Гц. В хороших звукоснимателях рассогласование в диапазоне до 10 кГц не должно превышать 2 дБ. |
|
Проникновение сигнала из одного канала в другой должно быть минимальным, что бы при воспроизведении звучание было наиболее реалистичным.
|
Полное взаимное проникание сигналов приближает звучание к монофоническому. |
Частичное проникание приводит к снижению стереоэффекта и к его специфическим искажениям, а именно к изменению протяженности звуковой базы и к ее сдвигу вправо или влево от слушателя.
|
Проникание в той или иной мере существует всегда, поскольку требуемое расположение обеих подвижных систем в головке стерео звукоснимателя относительно друг друга, а также ее симметричная установка на проигрываемой пластинке могут быть выполнены лишь с относительной точностью. Поэтому вводится показатель — относительный уровень проникания.
|
Сигналы, записанные по левому и правому каналам, должны быть одинаковы по частоте и колебательной скорости. |
Уровень относительного проникания выражается отрицательной величиной.
Наряду с этим показателем проникания, рекомендованным МЭК, его иногда оценивают переходным затуханием. Переходное затухание оценивается для 2-х каналов. |
|
Нарушения стереоэффекта не замечается, если переходное затухание между каналами не менее 20 дБ на средних частотах и не менее 15 дБ на высоких частотах. Ниже 200 Гц проникание не имеет практического значения, так как в этой области частот направленность слуха слабо выражена. Приведенные выше цифры переходного затухания выдерживаются в звукоснимателях среднего качества. |
Выбор нагрузочного сопротивления звукоснимателей. |
Номинальная частотная характеристика, которую должен иметь канал воспроизведения грамзаписи, была нами уже рассмотрена. Эта характеристика образуется как сумма характеристик звукоснимателя и усилителя воспроизведения, поэтому для расчета усилителя надо знать характеристику звукоснимателя. Последняя в первую очередь зависит от того, является ли звукосниматель амплитудным или скоростным. Амплитудный звукосниматель, в принципе, имеет характеристику со спадом 6 дБ/октава * от самых низких до самых высоких частот.
* Октавой называется частотный диапазон с граничными значениями частоты, относящимися как 2:1. |
|
Скоростной звукосниматель обладает равномерной характеристикой. Кроме того, на частотную характеристику звукоснимателей того и другого типов влияет величина их нагрузочного сопротивления, что конечно, должно приниматься во внимание и иногда даже используется как средство корректировки характеристики. |
При работе пьезоэлектрического звукоснимателя с транзисторным усилителем, имеющим низкое входное сопротивление, предусматривается предварительное согласование нагрузки. |
В простейшем случае звукосниматель нагружают на последовательно включенные высокоомный балластный резистор и резисторный регулятор громкости, с выхода которого подается напряжение на первый каскад усилителя. |
|
Лучшим решением является выполнение первой ступени усилителя по схеме эмиттерного повторителя; такая схема, примененная в электрофоне «Аккорд-стерео», выпускаемом Рижским электромеханическим заводом, позволила получить входное сопротивление усилителя 1 МОм. |
Итак, при работе с пьезоэлектрическим звукоснимателем, требуемую номинальную частотную характеристику канала воспроизведения грамзаписи удается достичь очень простыми средствами. |
Выбором надлежащего сопротивления нагрузки и отчасти коррекцией па высоких частотах в усилителе. |
|
Последний может иметь равномерную частотную характеристику. |
Однако обычно в усилителе предусматривают раздельную по низким и высоким частотам регулировку тембра, в пределах ±10 дБ, с тем, чтобы скорректировать неравномерность характеристики громкоговорителя и, наконец, чтобы иметь возможность по вкусу несколько изменить характер звучания. |
Сложнее обстоит дело при использовании магнитного звукоснимателя. Он имеет равномерную частотную характеристику, которую нужно сильно корректировать в усилителе. |
Иногда это достигают с помощью регуляторов тембра, но весьма неточно, так как подбор положения ручек регуляторов производится на слух; иногда в схему усилителя кроме регуляторов тембра включают специальный фильтр с характеристикой, подобной номинальной характеристике канала воспроизведения. |
Но и в том и в другом случаях, имея в виду низкую чувствительность магнитного звукоснимателя, стараются приблизить условия его работы к холостому ходу. Т. е. выбрать сопротивление нагрузки достаточно большим, чтобы улучшить перекрытие собственных шумов входного каскада усилителя. |
Поскольку с уменьшением массы подвижной системы звукоснимателя его частотный диапазон расширяется в сторону высоких частот. |
Высококачественные магнитные звукосниматели с подвижными катушками имеют ограниченное количество витков, в частности звукосниматели так называемого «ленточного» типа имеют всего один виток; э. д. с. таких звукоснимателей мала и они включаются через повышающий трансформатор, вторичная обмотка которого рассчитана на стандартную нагрузку 47 кОм. |
|
Первичная обмотка во избежание завала низких частот должна иметь сопротивление на низшей рабочей частоте большее, чем выходное сопротивление звукоснимателя.
|
Для защиты от электрических и магнитных наводок входной трансформатор помещают в экран и соответствующим образом ориентируют при монтаже. |
|
|
|
Все права защищены © 2003-2017. Разрешается использование
при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|